Домашняя страница Дмитрия Невожай

free counters
(ФОТО)блог

Чтобы рассмотреть подробнее,
щелкните на уменьшенной копии заинтересовавшей Вас фотографии

Большое путешествие. Часть I. Гданьск, Сопот, 3-4 августа 2003 г.

День первый. Воскресенье.

Главный вокзал Гданьска
Ранним утром наш поезд остановился на вокзале Гданьска, а затем покатил дальше, развозя туристов по побережью. Умывшись и позавтракав, мы развернули карту и стали думать, с чего начать осмотр города. Сначала решили посмотреть северную часть исторического центра, поэтому двинулись от вокзала прямо на восток.

Здание рядом с вокзалом
Гданьск - старый город. Первое упоминание о нем в летописях относится еще к 997 году, поэтому в 1997 году город отпраздновал свое тысячелетие. В начале XIV века его завоевали крестоносцы, и только спустя полтора века он снова вошел в состав польского государства. Все это время он был крупным портом и одним из главных экономических центров страны. Однако после второго раздела Польши в конце XVIII века, он снова попал под немецкое владычество, теперь уже под власть Пруссии. С этим городом связаны имена таких людей как астроном Гевелий, физик Фаренгейт и философ Шопенгауэр. Касаясь истории нашего времени, то именно в Гданьске родилось противостоящее коммунизму польское рабочее движение "Солидарность" и в этом городе родился и работал будущий первый демократический президент Польши - Лех Валенса.

Костел Св. Эльжбеты
2003 © D. Zasoba
Миновав по пути пару средневековых костелов, мы подошли к Большой Мельнице - средневековой постройке, совмещавшей в себе три функции - склада, пекарни и собственно мельницы. Это предприятие было построено в XIV веке и являлось одним из основных доходных производств крестоносцев, владевших в то время Гданьском. Рядом с мельницей, находится Ратуша Старого Города и небольшой парк.

Костел Св. Катажины
Перейдя через Канал Радуни, на котором была возведена мельница, подошли к Костелу Св. Катажины - старейшему в Гданьске. Он был построен в XIII веке, еще до завоевания города крестоносцами. На мой взгляд, гданьские костелы отличаются от краковских и варшавских. В Гданьске они какие-то более аскетичные, выдержанные, с минимумом украшений. Не знаю, чем это объясняется, возможно, длительным влиянием традиций германского протестантства.

Памятник защитникам Почты Польской
2003 © D. Zasoba
Идя дальше на восток, мы дошли до следующего памятника истории - Почты Польской. Между Первой и Второй мировой войнами, Гданьск был вольным городом, формально не относящимся ни к Польше, не к Германии. Поляки составляли около одной пятой части населения и имели в городе представительства своих государственных структур, для обслуживания соотечественников. После прихода Гитлера к власти, гданьских поляков стали преследовать и в 1939 году, после объявления Германией войны против Польши, город одним из первых принял на себя удар фашистской агрессии. Работники польской почты, несмотря на то, что не принадлежали к регулярным военным частям, заперлись в здании своей службы и несколько дней героически держали оборону против гитлеровцев. В наши дни перед зданием стоит памятник защитникам.

Журав
Забирая к югу, мы вышли на побережье Мотлавы, реки, на которой стоит Старый Город. Оттуда открывался вид на Журав – средневековый портовый кран, работавший на мускульной силе, в настоящее время просто туристическая достопримечательность города. Во времена, когда Гданьск был членом Ганзейского торгового союза, кран был одним из самых передовых сооружений подобного рода в средневековой Европе.

Набережная Мотлавы
В воскресенье на набережной как раз была какая-то ярмарка, которую я бы назвал археологической. Смотря на вещи, которые тут продавали, вполне могло создаться впечатление, что жители Гданьска стащили на эту ярмарку все, что только смогли выкопать из земли, и что хоть с какой-нибудь натяжкой можно выдать за предмет, представляющий маломальский интерес для туристов. Продавали тут всякий хлам – старые немецкие каски, оружие, гильзы, какие-то средневековые предметы обихода, ржавые гвозди, старую посуду и прочие, тому подобные, замечательные вещи. Что самое интересное, ярмарка была достаточно большой, неужели всё это пользуется спросом у туристов? Подивившись на весьма специфическое понятие местных жителей о сувенирах, мы пошли вдоль набережной на юг.

Костел Св. Троицы
Старый Город мы решили оставить на послеобеденное время, поэтому, минуя его, дошли до костела св. Петра и Павла, находящегося к югу от основной исторической части города и дальше подошли к костелу Святой Троицы, рядом с которым находится бывший монастырь, ныне - исторический музей.

Нагорные Ворота
После осмотра музея, перекусили и подошли к Старому Городу уже со стороны Нагорных Ворот, описав, таким образом, почти полный круг почета вокруг исторического центра. Ворота эти существуют с XVI века и открывают, так называемый, Королевский Тракт, тянущийся до восточной границы средневекового города - Зеленых Ворот.

Улица Долгая
Пройдя под Воротами, мы пошли вдоль улицы Долгой, по направлению к Ратуше Главного Города. По пути мы посетили исторический музей - Дом Уфагена. Зайдя внутрь, посетитель как бы попадает в Средневековье, знакомясь с бытом и жизнью горожан этого периода. Все служители музея одеты в соответствующие одежды, что еще более усиливает впечатление. В музее можно осмотреть различные комнаты, как апартаменты хозяев, так и помещения для прислуги и кухню.
На выходе из музея, за небольшую плату, служители выписывают сертификат о посещении Дома Уфагена. Зачем нужен этот сертификат, мы так и не поняли, возможно, вся его ценность заключается лишь в том, что выписывают его люди в средневековых камзолах. :) Так или иначе, я лишь сфотографировал их, посчитав, что сертификат я себе и сам могу выписать. :)
Идя далее, мы наткнулись на пару парней, обряженных в средневековые доспехи рыцарей и зычными голосами зазывавших туристов сфотографироваться. На наш вопрос о цене, они ответили - „сколько не жалко” и сказали, что таким образом они собирают деньги для местного молодежного исторического общества. Я не отказал себе в удовольствии сделать снимок с ними. :)

Ратуша Главного Города
Наконец, мы подошли к Ратуше Главного Города, строившейся более 100 лет, на протяжении XIV-XV веков. Как каждая порядочная ратуша, она имела высокую обзорную башню, на которую, конечно, можно было за небольшую плату подняться и насладиться видом города с высоты, что мы и сделали. Всю старую часть города оттуда было видать как на ладони.

Вид на улицу Долгую с Ратуши

Вид на Длинный Торг с Ратуши

После Ратуши, мы посетили располагающийся рядом музей средневекового рыцарства – Дом Артура. Там собрана обширная коллекция холодного оружия, доспехов и вообще, предметов, так или иначе относящихся к рыцарским традициям. Выставка интересная, спору нет, но гораздо большее впечатление на меня она бы произвела, когда мне было только 10 лет и по телевизору крутили фильмы про Робин Гуда. :)

Фонтан Нептуна
2003 © D. Zasoba
Прямо перед Домом Артура стоит Фонтан Нептуна, поставленный здесь в 1633 году. Фигура бога морей из римской мифологии, должна была символизировать связь города с морем. С тех пор фонтан стал одной из достопримечательностей города и самым узнаваемым символом Гданьска.

Длинный Торг
Начиная от Ратуши и до Зеленых Ворот, перед нами раскинулся Длинный Торг - когда-то место бойкой торговли, а сейчас просто главная площадь старой части. Почти в каждом городе, имеющим средневековую историю, есть свой Рынок - центральная площадь. Но в Гданьске, Рынка, в том виде в каком он существует в Варшаве, Вроцлаве, Кракове и других польских городах, нет, и его функцию с давних времен исполнял Длинный Торг. Сейчас, конечно, никакой торговли, кроме, разве что, торговли сувенирами, тут нет, и это красивейшее место просто служит для прогулок горожан и туристов.

Украинский козак
2003 © D. Zasoba
Пройдя немного вперед, мы увидели старого деда, играющего на гуслях и одетого в традиционный украинский костюм. Мне рассказывали, что летом его часто видят в туристических городах Польши, он путешествует вместе с туристами, нигде не задерживаясь подолгу, и зарабатывает деньги своим видом и своей музыкой. Мне кажется, я тоже видел его во Вроцлаве, в центре города.

Костел Девы Марии
Затем мы свернули в сторону костела Девы Марии. Этот костел с 77-метровой башней, является самым большим в Польше. Начали строить его в середине XIV века и продолжали на протяжении 150 лет. Внутри находятся много картин и других предметов искусства руки средневековых мастеров. На Мариацкой улочке, примыкающей к костелу, продавали туристам свои произведения современные художники. Диме они так понравились, что он даже купил матери в подарок одну картину с видом Гданьска.

Башня Яцек
2003 © D. Zasoba
Осмотрев, таким образом, основную часть исторического центра, мы перекусили и решили поехать в хостел, оставить вещи и отдохнуть перед прогулкой по вечернему городу. Хостел находился всего в 15 минутах езды от центра. Когда мы вышли из трамвая, как раз зарядил проливной дождь, и нам пришлось искать нужный адрес, идя под потоками воды. Погода была теплая, так что промокнуть мы не особо боялись, но вот за фотоаппараты было немного тревожно, потому что лило как из ведра. Однако, на счастье, дождь быстро кончился и почти в это же время мы нашли нужное здание. Постояльцев почти не было, так что мы получили отдельную комнату. Приняв душ и сменив одежду, мы оставили вещи и поехали обратно в город.

Вокзал вечером
Прежде всего, мы пошли на вокзал и купили билеты в Сопот, на следующий день. Надо отметить, вокзал в Гданьске снаружи выглядит как здание средневековой архитектуры, с многочисленными башенками и шпилями, а внутри представляет собой современный вокзал с обширными торговыми галереями и подземными переходами на перроны. В том же здании, недалеко, находится почтовое отделение, в котором мы отправили купленную Димой картину домой, чтобы не таскать ее с собой по поездам.

Костел Св. Катажины вечером
Начинало смеркаться, и мы двинули в сторону Главного Города. Основные достопримечательности мы осмотрели еще днем, поэтому сейчас, никуда не спеша, просто целиком и полностью отдались медленной прогулке и созерцанию красот Гданьска.

Центр вечером
Выйдя на Длинный Торг, я сделал свою одну из самых красивейших фотографий за всю поездку. О красоте этого места снимок говорит лучше всяких слов. Со стороны Нагорных Ворот раздавалась музыка, поэтому мы пошли туда, посмотреть, что там происходит. Оказалось, у Ворот как раз был какой-то молодежный концерт. Постояв немного и послушав музыку, мы развернулись и пошли в сторону реки.

Плавучий ресторан
После площади, мы прошли под Зелеными Воротами и перешли на другой берег канала. У пристани стоял на приколе плавучий ресторан, с которого до нас доносилась музыка и ароматы кухни. По мосту взад вперед ездили велосипедисты и сновали пешеходы. Было много туристов, встретили несколько групп из России.

Канал с лодками
На другой стороне канала, в спокойной воде стояли ряды небольших яхт. Мы все больше и больше удалялись от традиционных пешеходных трасс, средневековые улочки стали постепенно переходить в кварталы современной застройки, поэтому мы начали неторопливо возвращаться назад, тем более уже было почти темно, а нам необходимо было еще выспаться перед предстоявшей на следующий день поездкой в Сопот.

Памятник Яну III Собескому
Последней достопримечательностью, на которую мы наткнулись совершенно случайно в своем бесцельном шатании улицами Старого Города, был памятник польскому Королю Яну III Собескому, знаменитому полководцу, разбившему армию турок под австрийской столицей Веной и среди прочего заключившему „Вечный мир” с Россией. Созерцание этого памятника окончательно исчерпало наши эмоциональные ресурсы на этот день и мы пошли на трамвай.
Приехав в хостел, я принял душ и почти сразу отключился, а Дима еще писал какие-то записки, бормоча что-то себе под нос. Маньяк. :)

День второй. Понедельник.

На следующий день, встав пораньше, мы поспешили на электричку в Сопот, маленький городок, который уже практически сросся с Гданьском и Гдыней. Эти три города образуют собой балтийскую агломерацию, называемую в Польше Trójmiasto (Тройной город). В Сопоте мы хотели посетить аквапарк и осмотреть центр города.
О том, как добраться до аквапарка, мы заблаговременно прочитали в интернете, поэтому, выйдя на станции Sopot Kamienny Potok, нам оставалось только пересечь дорогу и прочти пару сотен метров. Людей было не очень много, в самый раз. Может быть, так случилось потому, что мы приехали в понедельник. Перед входом в аквапарк было припарковано несколько машин с калининградскими номерами. Вообще, жители нашего самого западного региона любят ездить отдыхать в Польшу. Расстояния небольшие, поэтому можно доехать на машине за несколько часов.
Сам аквапарк мне очень понравился. Не очень большой, но куча разных аттракционов, из которых больше всего пришлась по душе горная река - такого я еще нигде не видел. Здорово было лететь по ней вниз, стукаясь головой о бетонные стены и пытаться где-нибудь зацепиться, затем пробовать выловить друг друга, а потом снова бороться с мощным потоком воды, несущей по течению. Провели мы там всю первую половину дня и отдохнули замечательно. После всех этих водных процедур мы страшно проголодались, поэтому перекусили в каком-то кафе, недалеко от аквапарка, а затем поехали на автобусе в центр города.

Костел в Сопоте
Сопот выглядел замечательно, он мне понравился даже больше чем Гданьск, хотя различных достопримечательностей тут было не очень много. Такой тихий, уютный, курортный городок, с очень чистыми улочками, аккуратными домиками, кучей маленьких магазинчиков, ресторанов и кафе. Что характерно, в Сопоте тоже было очень много туристов, но тут, в отличие от Гданьска, никакого столпотворения не было, и они не раздражали. Чем-то этот город напомнил мне крымскую Феодосию, где я был с родителями еще ребенком.

Улица Героев Монте-Кассино
Главная улица Героев Монте-Кассино проходит практически через весь центр города. На ней запрещено автомобильное движение и она целиком и полностью отдана для прогулок туристов и жителей. Сама по себе улочка не очень большая, как и весь город. От нее отходит множество ответвлений с домами и садами.

Монгольский ансамбль
2003 © D. Zasoba
На Монте-Кассино всегда много артистов и художников. Нам встретился какой-то монгольский ансамбль, видимо семейный. Сначала брат с сестрой довольно неплохо танцевали какие-то народные монгольские танцы, в то время как вся семья аккомпанировала им на различных инструментах, а потом папа ходил по зрителям и собирал деньги. Так как танцевали и вправду хорошо, мы тоже что-то им дали.

Вход на Моло
На побережье, главная улица выводит на другую достопримечательность Сопота - Моло, самый длинный в Европе деревянный пирс. Насколько я понял, в наши дни он выполняет только туристическую функцию, суда, вроде бы, к нему больше не швартуются.

Граждане отдыхающие, не прыгайте в воду с пирса... :)
2003 © D. Zasoba
Зато на пирсе купались люди. Прямо на лавках вдоль бортиков можно было оставить свои вещи и нырнуть в глубину, что многие и делали. Дойдя до самого конца пирса, мы сфотографировали виды побережья, и пошли обратно.
Сойдя с пирса, мы пошли вдоль линии моря. Все побережье в Сопоте утыкано различными санаториями и отелями и пляжи разделены на квадраты, я сильно подозреваю, что вход туда был платный. Но нам посчастливилось найти бесплатный, прямо рядом с Моло. Кстати, песок там очень напоминал тот, что лежит у нас на бухте Шамора, одним из самых популярных пляжей Владивостока.
После аквапарка купаться нам особо не хотелось, поэтому я ограничился только тем, что помочил ноги в Балтийском море, а Дима запечатлел этот исторический момент на снимок. Как говориться, привет вашей Балтике от нашего Японского моря. :)
Затем мы за символическую плату поднялись на обзорную башню (или это был маяк?), стоявшую тут же, поблизости. Оттуда открывается неплохой вид на Моло и центр города.

Центр Сопота

Моло

Незаметно время подошло к вечеру, поэтому мы направились обратно, в сторону вокзала, держа направление по карте. По пути мы прошли мимо фонтана, который наверняка имеет какое-то большое историко-культурное значение, но так как люди мы дикие и безграмотные, то все, что я могу сейчас о нем написать - это то что он был красивый. Проводить дальнейшие исторические изыскания в этой области мне лень. Однако, буду благодарен если кто-нибудь мне скажет, что же он все-таки значит и по какому случаю был воздвигнут?

Какой-то отель. Наверно для богатых :)
Вокруг было много людей, подтягивались какие-то музыканты, подвозили пиво, видно впереди был еще веселый вечер или какой-то местный фестиваль, но этот праздник жизни уже был не для нас, мы спешили на поезд. По пути встретили небольшой супермаркет, где накупили еды на обратную дорогу, так как ехать до Вроцлава предстояло несколько часов.

Вечерний Сопот
2003 © D. Zasoba
Время было еще не позднее, спать нам не хотелось, поэтому, купив билет и сев в поезд, мы нашли свободное купе и всю дорогу в основном разговаривали о разных вещах, обсуждали впечатления от поездки и составляли планы на дальнейшие путешествия.